23.08–24.08 18:30
П.И. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА
Парк «Лайзо», курорт «РозаХутор»
О постановке
Новую постановку П.И. Чайковского «Пиковая дама» представят публике 23 и 24 августа на открытой сцене парка «Лайзо» на высоте 1050 метров над уровнем моря, на курорте «Роза Хутор» в рамках фестиваля «Роза Хутор.Классика».

Автором новаторской версии оперы является главный режиссер фестиваля Илья Устьянцев.

Ключевые партии в постановке исполнят мировые звезды оперной сцены.
действующие лица и исполнители
Юсиф Эйвазов
Герман
Юлия Маточкина
Полина
Владислав Сулимский
Томский
Владислав Куприянов
Елецкий
Анна Кикнадзе
Графиня
Факты
1.
Чайковский создал партитуру Пиковой дамы всего за 44 дня — рекордный срок, даже по его меркам. Сам он называл этот творческий порыв «безумием» и отмечал, что ощущал себя скорее писцом, чем автором: «будто кто-то диктовал мне музыку».
2.
Композитор признавался, что чувствует глубокую связь с главным героем, которого называл «странным человеком», но «очень понятным». Музыкальный и психологический облик Германа несёт в себе отпечаток личных страхов и внутренних противоречий автора.
3.
Мариус Петипа, балетмейстер Императорских театров, категорически отказался ставить танцевальную сцену во втором акте, посчитав музыку неподходящей для балета. Это стало поводом для конфликта; Чайковский передал сцену другому хореографу — Риккардо Дриго.
4.
Несмотря на литературную основу, либретто, созданное Модестом Чайковским при активном участии брата, далеко отходит от пушкинской интонации. Лиза — практически оригинальный персонаж, а проза Пушкина трансформирована в мелодраматическую трагедию с акцентом на лиризм.
5.
Премьерные исполнители — Николай и Медея Фигнер — были супругами, находящимися на пике личных и творческих отношений. Их сценический дуэт был воспринят публикой как предельно искренний, почти автобиографичный.
6.
Первоначально Чайковский планировал оперу по Укрощению строптивой, но директор Императорских театров настоял на Пиковой даме, более «соответствующей русскому духу». В результате — трагедия, во многом превосходящая предполагаемый шекспировский проект по глубине и эмоциональному накалу.
7.
Несмотря на участие профессионального либреттиста (брата композитора), Чайковский лично редактировал текст, а также написал собственные стихи к ряду фрагментов — в том числе к ариям Елецкого (II акт) и Лизы (III акт), что подчёркивает степень его вовлечённости в драматургию оперы.